Успешная реформа в сфере пассажирских перевозок по железной дороге столкнулась с сопротивлением

0
460
Поделиться в Facebook
Твитнуть в Twitter

2 ноября 2017 в 18:38, просмотров: 12605

Реформа пассажирских перевозок в России проходит успешно, но этот редкий в наши дни положительный пример остался почти без внимания прессы. Между тем отдельные новости об открытии новых маршрутов, покупке современных составов и введении высокотехнологичных услуг для пассажиров РЖД складываются в цельную картину, которая доказывает: сфера пассажирских перевозок в России, наконец, выходит из депрессии. В 2016 году созданная еще семь лет назад Федеральная пассажирская компания, наконец, добилась заметных успехов. Доходы от пассажирских перевозок увеличились на 11%, а чистая прибыль компании, по сравнению с первым годом ее работы, выросла в 16 раз. ФПК удалось снизить убыток от продажи билетов по регулируемым тарифам более чем в два раза, при этом пассажиропоток в дерегулируемом сегменте (то есть в вагонах скоростных поездов и вагонах класса люкс, СВ и в купе поездов дальнего следования) возрос на 7,2%. Несмотря на то что в 2016 году государство сократило объем субсидий на перевозки почти на 6 млрд рублей, компания инвестирует в покупку новых вагонов и продолжает показывать рост операционных доходов.

Потребители откликаются на нововведения ФПК. Новая система скидок, бонусные карты для часто путешествующих пассажиров, предварительная продажа билетов за 60 (вместо 45) суток, введение электронных билетов и частые акции, которые дают возможность «посмотреть страну» миллионам пассажиров, сделали картину совсем иной, чем это было еще в 2015 году, – тогда, если помните, в феврале, были полностью отменены пригородные электрички в Вологодской, Псковской и Тульской областях, а в августе вице-президент РЖД Михаил Акулов констатировал «снижение транспортной активности населения».

Сегодня скоростные «Ласточки» (кстати, отечественного производства) стали привычными для жителей Центральной России и Урала. В октябре 2017 года на маршруте Екатеринбург – Каменск-Уральский «Ласточка» перевезла 2-миллионного пассажира. Постоянно появляются новые маршруты и увеличивается число удобных рейсов. «Стрижи», связавшие Москву с Нижним Новгородом, ходят быстрее прежних «Сапсанов», а в Берлин менее чем за год на новом поезде отправилось более 20 тысяч пассажиров. Состав из вагонов с автоматическим изменением ширины колесных пар не теряет, как раньше, три часа на «переобувание» в Бресте, и пользуется такой популярностью, что железнодорожники говорят о скором запуске такого же «Стрижа» еще и на маршруте Калининград – Берлин. Двухэтажные вагоны, доставка автомобилей пассажиров тем же рейсом – такого в России прежде не бывало. «Экономика пассажирского транспорта во всех странах мира организована таким образом, что двумя конкурирующими стратегиями являются относительно скромное повышение качества услуг за умеренную плату и их революционная трансформация с соответствующим повышением цены. ФПК, по объективным причинам, сфокусировалась на первой стратегии – и добилась неплохих результатов», – отмечает доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

Параллельно с развитием сервисов ФПК работает над снижением разницы между экономически обоснованным и фактическим уровнем тарифов при перевозках в плацкартных и общих вагонах. В этом сегменте разницу между ценой купленного в кассе билета и реальными расходами перевозчика покрывает государство, и еще при прежнем руководстве РЖД размер субсидий вызывал острую реакцию в обществе. ФПК в условиях сокращения господдержки удалось добиться успехов и в этом направлении: если в 2016 году превышение затрат над ценой билета составило 18,4% для плацкартных и 61,6% для общих вагонов, то в 2017 году цифры были снижены до 18,3% и 32,2% соответственно. Именно на этом фоне Федеральная антимонопольная служба предложила полностью лишить ФПК субсидий на обеспечение социально значимых перевозок, поставив под угрозу развитие пассажирских перевозок во всех сегментах.

Инициативы ФАС в последнее время вызывают некоторые вопросы. В середине октября Кремль вернул в правительство проект указа президента о Национальном плане развития конкуренции, в котором в первом же пункте было предложено «считать активное содействие развитию конкуренции в РФ приоритетным направлением деятельности президента и правительства». Главное правовое управление Администрации президента отметило, что «направленность деятельности президента и правительства определена Конституцией». Можно проанализировать в комплексе инициативы ведомства, вызвавшие острую реакцию у деловых кругов и отраслевых министерств. В сентябре в АП была заблокирована инициатива ФАС о подключении к борьбе с картелями, помимо МВД, органов ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры. В предложенном ФАС проекте президентского указа было запланировано резкое расширение полномочий службы, против которого возражали и РСПП, и «Деловая Россия», получившие поддержку в Белом доме, где ведомству солидарно оппонировали Минэкономики, Минстрой и Минэнерго. Отклоняя проект указа, контрольное управление Администрации Президента отметило, что самая тревожная ситуация с конкуренцией сегодня складывается вовсе не там, где действуют госмонополии, а, к примеру, на рынке ЖКХ, где отсутствуют эффективная конкурентная среда и прозрачные механизмы тарифообразования. Негативно оценив предложение о запрете покупки государством частных компаний в конкурентных отраслях, в Администрации подытожили: «Основная часть мер, предусмотренных проектом указа, запретительная и не направлена на развитие инвестиционной привлекательности и расширение участников рынка».

В мае текущего года Вячеслав Иноземцев опубликовал статистику эффективности деятельности службы. Эксперт отмечает, что в 2015 году из 4,5 тысячи рассмотренных сделок по вопросам слияний и поглощений ФАС отказала менее чем 0,3%. Лишь в 4% случаев служба выдает предписания об обязательной продаже активов или уходе с отдельных рынков. Для сравнения эксперт приводит аналогичные цифры по деятельности аналогичных ведомств в США и ЕС. Средний штраф за нарушение антимонопольного законодательства в обоих регионах составляет около $100 млн. Отказы по сделкам по слиянию и поглощению – от 25 до 40% в год, предписания об ограничении монопольной позиции на рынке – 85% в ЕС и 75-80% в США. В США самые мелкие монополисты, попавшие в поле зрения соответствующих служб, имеют оборот в $ 800 млн, в Европе – около € 5 млрд. У нас к ответственности привлекались владелец магаданской автомойки и сыктывкарский индивидуальный предприниматель, торгующий краской для волос.

Последнее дело, возбужденное ФАС в отношении Федеральной пассажирской компании, связано с жалобой клиента на невыгодные условия переоформления электронного билета на поезд дальнего следования. Впрочем, в ФПК, вероятно, ожидают, что интересы службы сместятся в сторону развития пассажирских перевозок на территории огромной страны, что имеет все шансы действительно серьезно повлиять на экономику.

Подготовлено по материалам сетевого издания «Новые Известия»


Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter
Предыдущая статьяКому счет за электричество
Следующая статьяЭкспорт российского вина резко упал в 2017 году
admin

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ